Фрагмент для ознакомления
2
Жизнь человека в XXI веке чрезвычайно динамична. Каждый день через каждого из нас проходит колоссальный объем информации, на который мы реагируем, проявляя как положительные, так и отрицательные эмоции. Последние имеют свойство быстро накапливаться. Такая тенденция наблюдается в отношении людей разного возраста, но особенно остро данная проблема стоит перед маленькими детьми, детьми дошкольного возраста.
Способов разрядки, избавления от отрицательных эмоций достаточно много, но используем ли мы, взрослые, их в полном объёме? Как это помогаем нашим детям?
К сожалению, жизнь показывает, что сегодня далеко не все дети имеют каждодневную достаточную физическую нагрузку и мало играют в подвижные игры. Родители и педагоги обеспокоены тем, что дети ведут малоподвижный образ жизни, большую часть времени проводят в Интернете, общаясь в социальных сетях или играя в компьютерные игры. Взрослые все чаще задаются вопросом: где и как создать для детей такие условия, чтобы они могли активно двигаться и играть?
Физическая культура необходимо всем людям без исключения, но особенно в этом нуждаются дети. Физкультурно-спортивная деятельность способствует укреплению всего организма растущего ребенка: у детей укрепляются нервная, костная, сердечно-сосудистая системы, развиваются и крепнут мышцы всего тела. При правильном развитии и воспитании повышается общая сопротивляемость организма заболеваниям, уровень морально-психологической устойчивости становится выше и осознание.
Через физическую активность и подвижные игры ребенок проявляет любознательность и настойчивость, развивает координацию и внимательность, учиться контролировать свои действия, приобретая навыки самоконтроля. Любая деятельность, как умственная, так и физическая должна способствовать самовыражению, быть малышу в радость и приносить удовольствие и удовлетворение.
С этой задачей хорошо справляются подвижные и спортивные игры, в частности, подвижные игры малочисленных народов Севера. Речь идёт об играх нганасанов, долганов, ненцев и энцев. Национальные подвижные игры помогают ребенку осваивать окружающий его предметный мир, а эмоционально насыщенное содержание этих игр, побуждает к активной и увлекательной умственной деятельности. Физические нагрузки, которые ребенок получает в такой игре, развивают у него ловкость, силу и выносливость. Помимо того, что дети получают хорошее физическое развитие, они, вне всякого сомнения, приобщаются к культуре своего народа. Большое внимание вопросам использования подвижных игр малочисленных народов Севера для приобщения детей к культуре своего народа в своих работах рассматривали И.И. Потягин, Н.К. Шамаев, А.Н. Варламов, А.П. Окладников, Д.Н. Платонов и др.) [21].
Поэтому мы считаем, что наша работа является актуальной и своевременной.
Цель работы:
рассмотреть подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре малочисленных народов Севера;
выявить и обосновать роль подвижных игр в развитии ловкости детей дошкольного возраста.
Объект исследования: подвижные игры.
Предмет исследования: подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре малочисленных народов Севера.
Гипотеза: подвижные игры малочисленных народов Севера приобщают детей дошкольного возраста к культуре своих народов, развивают у детей ловкость.
В ходе работы нами были определены и решены следующие задачи:
определить сущность культуры малочисленных народов Севера и роль подвижных игр в культуре;
раскрыть особенности развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста;
обосновать эффективность использования в ДОУ подвижных игр как средства приобщения дошкольников к культуре малочисленных народов Севера;
определить уровень развития ловкости у дошкольников посредством подвижных игр народов Севера;
предложить эффективные методы развития ловкости детей дошкольного возраста посредством подвижных игр народов Севера.
Методы исследования:
теоретические: контент-анализ, обобщение и систематизация информации;
эмпирические: наблюдение, диагностика, формирующий эксперимент.
База исследования. Исследование проводилось на базе ДОУ…. в ………….2022 года.
Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обозначена актуальность работы, сформулированы цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты использования подвижных игр в игровой деятельности дошкольников. Во второй главе проанализированы и представлены результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня развития ловкости у детей дошкольного возраста. В заключении обобщены основные выводы по теме исследования и даны рекомендации.
Глава 1: Теоретические аспекты изучения подвижных игр как средства приобщения дошкольников к культуре малочисленных народов Севера
1.1. Сущность культуры малочисленных народов
Севера и роль подвижных игр в культуре
На смену непосредственному общению ребенка со сверстниками и совместному проведением досуга в кругу семьи, пришли компьютерные игры, которые ограничивают физическую активность детей. Уменьшение физической нагрузки приводит к снижению уровня физического развития детей в целом и ухудшению их здоровья в частности. Подтверждение этой мысли находим в трудах известных отечественных специалистов, которые занимались проблемами дошкольного детства Л. Г. Волошиной, Н. Ноткиной, М. Правдовой и др. Спортивные и подвижные игры всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития. Э.Я. Степаненкова, Т.Ю. Пигалова, Н.А. Кошкина и др. неоднократно подчеркивали важность и значимость привлечения детей к подвижным играм именно в дошкольном возрасте [12]. Большинство исследований о роли подвижных игр малочисленных народов Севера в физическом воспитании детей и подростков приходятся на вторую половину ХХ века (И.Г. Георги, А.Ф. Анисимова, В.В. Леонтьева и др.) [15].
Мировоззрение жителей Севера формировалось в ходе освоения человеком этого сурового края. Сегодня коренные народы Севера являются непосредственными носителями арктической культуры, стремятся через нравственно-патриотическое, духовное, эстетическое и физическое воспитание приобщить подрастающее поколение к своим национальным традициям. Известный исследователь жизни народов Севера И.И. Потягин подчеркивает, что у всех народов в играх детей можно увидеть отражение жизни их родителей, быт, труд, общественные устои. Через национальные подвижные игры, которые находят все большее распространение, у детей и подростков формируются представления о чести и мужестве своего народа, воспитывается гордость за него. В процессе обучения и освоения таких игр дети проявляют свои физические способности, становятся сильнее, учатся ловкости и быстроте, выносливости и красоте движений, проявляют ум, творческую смекалку, волю, выдержку, стремление к победе [23].
Неисчерпаемым источником знаний о многовековых традициях физической культуры различных этносов, входящих в состав РФ, является народный опыт физического воспитания детей, возвращение к истокам духовности и своим историческим корням. Возрождение, развитие и сохранение национальной воспитательной среды, как основы самосохранения народа и этноса в целом – существенная проблема для коренных и малочисленных народов Севера.
Одним из приоритетов государственной социально-экономической политики Северного региона является оздоровление населения и воспитание образованного поколения. Формирование культуры здоровья у взрослых и детей идет с учетом национальных и региональных особенностей среды обитания, индивидуальных особенностей развития детей, их способностей и интересов. Все это обеспечивает успех физкультурных и спортивных мероприятий в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста [3].
В трудах В. П. Кочнева, И.И. Портнягина, Н.К. Шамаева, Д.Н. Платонова и др. рассматриваются народные традиции физического воспитания, к которым относится и активное использование подвижных игр.
Известные исследователи Севера, такие как Г. Спас¬ский, И. Ве¬ни¬ами-нов, М. Кри¬во¬шап¬кин, В. Ф. Зу¬ев и др. в своих работах подчеркивают, что физическое воспитание детей, живущих на Севере, ориентировано прежде всего на ведению домашнего хозяйства, подготовку к народным про¬мыс-лам и т.п. Поэтому традиционные игры и сос¬тя¬за¬ния остаются популярными и востребованными среди местных жителей [28]. На сегодня, к сожалению, коренные народы Севера в полном объеме не смогли сохранить отдельные элементы своей истории и культуры, возникновение национальных игр и состязаний, физических упражнений в частности. И как следствие – их недостаточная изученность. Однако упоминания о них можно найти в фольклорном эпосе: героических народных сказаниях, сказках и мифах, родовых преданиях. Например, об охоте без оружия повествует миф эвенкийского народа об Эпкачане, в котором человек с луком стал сильнее зверя. Об охоте с каменным кинжалом читаем в мифе о борьбе двух братьев – человека и медведя. Об охоте с арканом – в шаманских мифах.
Выносливость, сила, быстрота и ловкость – эти двигательные качества, всегда учитывались при формировании в процессе трудовой деятельности трудовых навыков, что тоже играло большую роль в физическом совершенствовании человека. Все это можно осуществить через воспитание и развитие морально-волевых качеств личности. Необходимость в этом велика. И связана она, прежде всего, с тяжелыми условиями жизни и труда народов крайнего Севера: рыболовство на вечной мерзлоте, оленеводство, земледелие, скотоводство [28].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимова, А.Ф. Действие природных факторов на человека. – Якутск, 2001. – 153 с.
2. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст. – М., 2005. – 216 с.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка. – М.: Юнити, 2007. – 431 с.
4. Божович, Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности / Проблемы формирования личности. Под.ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж, 2005. – 297 с.
5. Вавилова, Е.А. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. – М., 2008. – 217 с.
6. Васильев, П.К. Якутские игры. – Якутск, 2002. – 185 с.
7. Волошина, Л.Г. Лечение заболеваний у детей – М., 2015. – 176 с.
8. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. М., 2004 . – 286 с.
9. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2007. – 312 с.
10. Горохова, И. В. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника // Молодой ученый. – 2015 .№ 13 (93). – С. 613-616. – URL: https://moluch.ru/archive/93/20564/ (дата обращения: 04.05.2022).
11. Дубовец, Э.К. Игры народов Севера // Дошкольное воспитание. 2012. №11. – С. 15-16
12. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 236 с.
13. Емельянова, М.О. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству / Дошкольное воспитание. 2009. №7. С. 110-118.
14. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенство. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
15. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: Воронеж, 2000. – 218 с.
16. Иванова, В. В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. – Казань: Молодой ученый, 2018. С.103-106.–URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13813/ (дата обращения: 04.05.2022).
17. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2008. – 173 с.
18. Кошкина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников – СПб., 2004. – 217 с.
19. Лескова Т.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М., 2009. – 186 с.
20. Ноткина Н.В. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 219 с.
21. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт. 2012. – 460 с.
22. Раскатова, К. В. Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 56-58. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10220/ (дата обращения: 04.05.2022).
23. Рунова. М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М., 2009. – 184 с.
24. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
25. Скобелева, М.Р. Подвижные игры народов России // Дошкольное воспитание. 2016. № 10. – 91 с.
26. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2009. – 169 с.
27. Уткин, К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии. – Якутск.: Бичик, 2000. – 216 с.
28. Финадеева, Л.Б. Подвижные игры Севера. // Дошкольное воспитание. 2011. № 2. С. 59-60.
29. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник. – М.: Академия, 2001. – 238 с.
30. Шамаев, Н.К. Как заниматься самостоятельно физической культурой в условиях Якутии. – Якутск. 2001. – 47 с.
31. Шамаева У.К. Национальные игры и состязания // Дошколёнок. Воспитание в Республике Саха Якутия. 2010. №11. – 67 с.
32. Юрко Т.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2008. – 263 с.